RSS

Редактирование медиатекстов

1. Цель и задачи дисциплины

1.1. Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Редактирование медиатекстов» – дать студентам системное представление о редактировании как научной и практической дисциплине, освоение которой обеспечивает  комплекс компетенций по редактирования материалов и созданию текстов для СМИ.

  1. Задачи освоения дисциплины

Ставится задача овладения базовыми теоретическими и практическими основами редактирования. Особое внимание уделяется обоснованности редакторского вмешательства в авторский текст,  общей методике редакторского анализа и правки медиатекста (структуре, логике, фактам) и его стиля.

  • Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Редактирование медиатекстов» относится к базовой части, следует за дисциплиной базовой части «Русский язык и культура речи» и согласуется с дисциплинами, реализуемыми кафедрой  стилистики русского языка.

  • Требования к результатам освоения дисциплины
  • Процесс изучения дисциплины «Редактирование медиатекстов» направлен на формирование профессиональных компетенций по ОС МГУ, согласно которому бакалавр должен быть:
  • – способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии со  стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа (ПК-2.Б) при соблюдении актуальных языковых норм.
  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен
  •  

Знать:  современные проблемы  редакторской деятельности, подходы к их решению; функции редактора и задачи редакторской деятельности; специфику работы редакторов разных медиа.

Уметь: концептуальноподходить кподготовке медиатекста, исходя из его функциональных особенностей и читательского адреса; структурно организовать произведение любого объема и сложности (журнальные жанры, сетевые форматы, маркетинговые тексты), привести в соответствие с требованиями  и нормами логики, подачи фактического материала, языка и стиля; создать собственный текст с учетом тех же профессиональных установок и задач, вести подготовительную работу по созданию контента в качестве автора и/или менеджера.

Владеть:навыками анализа и оценки авторского произведения,   приемами правки текста (сокращения, переделки, доработки).

  • Разделы дисциплины «Редактирование медиатекстов»

Общая трудоемкость дисциплины составляет: для очной формы обучения – 4 зачетные единицы (144 часа, включая СРС 76 часов); для очно-заочной формы обучения – 4 зачетные единицы (144 часа, включая СРС 76 часов).

4.1. Разделы дисциплины

№ п/пНаименование раздела дисциплины (модуля)Семестр
1Предмет, цель и задачи курса «Редактирование медиатекстов». Редактирование как научная и учебная дисциплина.5
2Значение редакторского опыта писателей и публицистов для современного редактора5
3Профессия редактора: классические представления и современная интерпретация.   Общие условия эффективности и принципиальные установки творческой работы редактора5
4 Текст и медиатекст. Определение понятий. Дискуссии о содержании терминов. Медиатекст как объект редактирования. Основные характеристики медиатекста.5
5Редактирование как технологический процесс: восприятие, критика, коррективы. Психологические предпосылки вмешательства в текст..5
6Этап восприятия: чтение как базовый профессиональный навык. Приемы формирования редакторского чтения. Виды чтения5
7Основные виды правки по целям редакторских действий: сокращение, вычитка,  обработка. Переделка авторского текста и литературная запись. Методические условия успешных исправлений, приемы и техника правки5
8Критический анализ текста как  основной прием оптимизации содержания и формы произведения. Схема и последовательность действий. Основные аспекты редакторского анализа5
9Оценка темы. Критерии оценки темы. Заглавие как сигнал первого уровня и поисковый образ документа. Функции заглавий. Нарушение требований к заголовку в медиатекстах.5
10  Оценка разработки темы. Логические основы редактирования. Логика имен. Логика высказываний. Основные законы формальной логики.5
11Логические основы редактирования. (Продолжение темы.) Типичные ошибки при нарушении законов логики  5
12Композиция медиатекста. Приемы и навыки составления плана. .5
13Композиция медиатекста. Правила логического деления и их использование при работе над структурой.5
14Способы изложения и виды медиатекстов, их логическая и синтаксическая структура. Классификация текстов по функциональному назначению5
15Повествование, его построение. Редактирование повествовательного текста.  5
16Описание, его построение. Редактирование описательного текста5
17Рассуждение, его построение. Редактирование текста-рассуждения. Рассуждение-доказательство..6
18Определение и объяснение в медиатексте.   6
19Работа редактора над фактическим материалом. Справочные пособия, необходимые редактору. Работа редактора с цитатами.  6
20Работа редактора с креолизованным текстом.  6
21Работа редактора со статистическим материалом. Цифры в тексте6
22Работа редактора-рерайтера. Рерайтинг информационных сообщений .6
  • Рекомендуемые образовательные технологии

Дисциплина преподается на основе сочетания лекционных и семинарских занятий с использованием редактирования медиатекстов, которые выбираются преподавателями из текущих публикаций СМИ, подбора примеров, иллюстрирующих типичные ошибки, допущенные в медиатекстах и др.

  • Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы бакалавров. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Основная форма работы на семинарских занятиях – анализ и правка медиатекстов.

Основная форма контроля успеваемости в течение семестра – проверка правки текстов, предложенных для аудиторной и самостоятельной работы.

В конце каждого семестра в аудитории проводится редактирование медиатекста, подобранного преподавателем из публикаций СМИ.

Форма аттестации в конце 5-го семестра – зачет.

После выполнения письменной работы в 6-м семестре проводится экзамен.

  1. Виды самостоятельной работы студентов

Задания на дом:

– поиск примеров в СМИ на логические ошибки;

– поиск примеров в СМИ на ошибки в заголовках;

– поиск примеров на различные виды текстов по способу изложения;

– составление карточек с примерами редакторских и авторских ошибок по материалам СМИ;

– подготовка выступления для мини-конференции/доклада.

Темы для докладов:

Редактор в информационном обществе

Редакторский анализ как технологический процесс

Редакторский анализ повествовательного текста.

Редакторский анализ описательного текста.

Редакторский анализ рассуждения в аналитической статье.

Логика имен и основные ошибки в медиатекстов

Логические аспекты редактирования медиатекста.

Особенности формирования композиции в рерайтерском новостном сообщении.

Работа рерайтера с фактическим материалом.

Специфика заголовочного комплекса в медиапрактике

Функциональные особенности заголовка в медиатексте новостного ресурса.

Справочные пособия в работе редактора.

Особенности редактирования креолизованного текста.

Особенности работы редактора с социальными сетями как источниками информации.

Редакторская оценка цифрового материала медиатекста.

Методы проверки цитат в медиатексте.

Работа редактора с пресс-релизом.

Редакторская оценка аргументов в рекламном обращении.

Описательный текст о стиле жизни: редакторский взгляд.

Колонка главного редактора в лайфстайл-издании: проблемы и задачи.

Работа редактора с фактическим материалом при подготовке тематических эфиров на радио и телевидении (на примере конкретных программ).

Предлагается также выбрать собственную тему, связанную со специализацией бакалавров и научными интересами и отражающую один из аспектов редакторской проблематики.

  1. Вопросы для проведения промежуточной аттестации

Роль редактирования в достижении действенности материалов средств массовой информации.

Доказательство как один из видов рассуждений. Приемы его построения.

Авторское произведение как объект работы редактора. Основные характеристики текста.

Типичные ошибки, вызванные нарушением закона исключенного третьего.

Основные приемы рерайтинга.

Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением закона достаточного основания.

Этические аспекты работы редактора. Пределы вмешательства в авторский текст.

Выводы как вид табличного материала. Редакционная обработка выводов.

Общая схема редакторского анализа.

Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением логического закона противоречия.

Методика редакторского анализа. Основные аспекты оценки медиатекста.

Редакционно-техническое оформление цитат. Оформление ссылок на источник.

Логические основы редактирования.

Правка-переделка. Литературная запись как вид литературной работы.

Применение основных законов логического мышления в работе редактора над авторским текстом.

Особенности профессионального редакторского чтения. Его приемы.

Работа редактора над композицией авторского материала.

Основные справочные пособия, необходимые редактору, их характеристика.

Общее понятие об основных видах текстов и способах изложения.

Редакционная обработка таблиц.

Повествование как способ изложения и вид текста.

Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением закона тождества.

Описание как способ изложения и вид текста.

Виды цитат. Основные ошибки цитирования.

Виды описаний, приемы их построения.

Принцип единообразия в оформлении фактического материала.

Рассуждение как способ изложения и вид текста.

Правка-обработка, ее задачи и методика.

Построение рассуждений, их основные части, связи логического следования.

Назначение цитат в тексте журналистского произведения. Редактирование текста, содержащего цитаты.

Композиция информационных сообщений. Их редактирование.

Правка-сокращение, ее приемы. Типичные ошибки, возникающие при сокращении текста.

Определение в тексте журналистского материала. Виды определений, приемы введения их в текст.

Анализ редактором плана авторского материала, критерии его оценки.

Основные принципы оценки фактического материала.

Особенности редактирования повествовательных текстов.

Виды фактического материала. Его функции в тексте.

Основные требования, предъявляемые к заголовку журналистского материала.

Профессия редактора. Цель и задачи редакторской работы.

Особенности редакторской правки-вычитки. Отличие ее от корректорской правки-вычитки.

Значение редакторского опыта русских писателей и публицистов для современного редактора.

Логические средства проверки композиции. Правила логического деления.

  • Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Показатели и критерии оценивания компетенций бакалавра проставляются по предложенной ниже шкале соответствия и комментируются преподавателем:

Для очной/ очно-заочной формы обучения:

СеместрПоказатели и критерии оценивания компетенцийШкала оценивания
          5 семестрПосещение семинаров (один балл за одно посещение)0-18 баллов
Выполнение домашних заданий: ТекстыКарточки по нарушениям законов логики(0-48 баллов) 0-32 балла 0-16 баллов
Поощрительные баллы (подготовка выступления для мини-конференции/доклада)0-10 баллов
Письменная зачетная работа:  (0-28 баллов)  
Итого максимальный балл к концу семестра:100 баллов

Из суммы баллов текущего рейтинга и промежуточной аттестации складывается итоговый семестровый рейтинг. В конце семестра 100 баллов в зависимости от формы промежуточной аттестации за курс переводятся в систему «зачет/незачет» по следующей шкале: от 50 до 100 балов – «зачет»; от 0 до 49 баллов – «незачет».

СеместрПоказатели и критерии оценивания компетенцийШкала оценивания
          6 семестрПосещение семинаров (один балл за одно посещение)0-16 баллов
Выполнение домашних заданий: ТекстыДоклады4 вида текста  (0-42 балла) 0-24 балла 0-10 баллов 0-8 баллов
Поощрительные баллы0-6 баллов
Письменная зачетная работа:  (0-36 баллов)  
Итого максимальный балл к концу семестра:100 баллов

Из суммы баллов текущего рейтинга и промежуточной аттестации складывается итоговый семестровый рейтинг. Предлагается следующий перевод баллов в итоговую оценку за курс (экзамен)по четырехбалльной системе: 0–49 баллов – «неудовлетворительно»; 50–69 баллов – «удовлетворительно»; 70–89 баллов – «хорошо»; 90–100 баллов – «отлично».

Вопросы к экзамену «Редактирование медиатекстов»

  1. Роль редактирования в достижении действенности материалов средств массовой информации.
  2. Доказательство как один из видов рассуждений. Приемы его построения.
  3. Авторское произведение как объект работы редактора. Основные характеристики текста.
  4. Типичные ошибки, вызванные нарушением закона исключенного третьего.
  5. Основные приемы рерайтинга.
  6. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением закона достаточного основания.
  7. Этические аспекты работы редактора. Пределы вмешательства в авторский текст.
  8. Выводы как вид табличного материала. Редакционная обработка выводов.
  9. Общая схема редакторского анализа.
  10. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением логического закона противоречия.
  11. Методика редакторского анализа. Основные аспекты оценки медиатекста.
  12. Редакционно-техническое оформление цитат. Оформление ссылок на источник.
  13. Логические основы редактирования.
  14. Правка-переделка. Литературная запись как вид литературной работы.
  15. Применение основных законов логического мышления в работе редактора над авторским текстом.
  16. Особенности профессионального редакторского чтения. Его приемы.
  17. Работа редактора над композицией авторского материала.
  18. Основные справочные пособия, необходимые редактору, их характеристика.
  19. Общее понятие об основных видах текстов и способах изложения.
  20. Редакционная обработка таблиц.
  21. Повествование как способ изложения и вид текста.
  22. Типичные ошибки изложения, вызванные нарушением закона тождества.
  23. Описание как способ изложения и вид текста.
  24. Виды цитат. Основные ошибки цитирования.
  25. Виды описаний, приемы их построения.
  26. Принцип единообразия в оформлении фактического материала.
  27. Рассуждение как способ изложения и вид текста.
  28. Правка-обработка, ее задачи и методика.
  29. Построение рассуждений, их основные части, связи логического следования.
  30. Назначение цитат в тексте журналистского произведения. Редактирование текста, содержащего цитаты.
  31. Композиция информационных сообщений. Их редактирование.
  32. Правка-сокращение, ее приемы. Типичные ошибки, возникающие при сокращении текста.
  33. Определение в тексте журналистского материала. Виды определений, приемы введения их в текст.
  34. Анализ редактором плана авторского материала, критерии его оценки.
  35. Основные принципы оценки фактического материала.
  36. Особенности редактирования повествовательных текстов.
  37. Виды фактического материала. Его функции в тексте.
  38. Основные требования, предъявляемые к заголовку журналистского материала.
  39. Профессия редактора. Цель и задачи редакторской работы.
  40. Особенности редакторской правки-вычитки. Отличие ее от корректорской правки-вычитки.
  41. Значение редакторского опыта русских писателей и публицистов для современного редактора.
  42. Логические средства проверки композиции. Правила логического деления.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.Основная литература

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. М., 2019.

Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации: учебник. М., 2015

Кондаков Н.И.Логический словарь-справочник. М., 2012.

Литературное редактирование медиатекстов: учеб. пособие. Воронеж, 2017.

Мильчин А.Э.Методика редактирования текста. М., 2010.

Накорякова К.М. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. М., 2015.

Редакторская подготовка изданий: учеб. пособие. М., 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2008.

Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста: логические основы редактирования. М., 2021.

Сурикова Т.И. Литературное редактирование текстов массовой коммуникации: учеб.пособие. М., 2022.

2.Дополнительная литература

Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. М., 2014.

Галь Н. Слово живое и мертвое. М., 2022.

Гальперин И.Р. Избранные труды. М., 2005.

Гиляревский Р.С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией: учеб. пособие. СПб, 2009.

Голуб И.Б. Литературное редактирование: учебн. пособие. М., 2010.

Иншакова Н.Г. Помощник рекламиста, или редактор рекламных текстов. М., 2005.

Иншакова Н.Г., Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Редактор в информационном обществе: настоящее и будущее профессии// Alma mater/ Вестник высш. Шк. , 2021. №4.

Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. Учебное пособие. М., 2004.

Накорякова К.М. Редакторское мастерство в России ХVI–ХIХ вв. М., 2004.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2009.

3.Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

http://www.digital.gov.ru

Мобильный орфоэпический словарь для работников электронных СМИ «1000 словоформ». Автор и составитель – М.А. Штудинер.

Образовательный портал «Слово» — www.portal-slovo.ru.

Портал «Культура письменной речи» — www.gramma.ru.

Портал «О редактировании и редакторах. Сборник-антология» — www.editorium.ru.

Справочно-информационный портал «Грамота.ру» — www.gramota.ru.

Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова — www.mediascope.ru.

 

Обсуждение закрыто.