RSS

Текстология

 

Предмет и задачи курса.

Текстология – филологическая дисциплина, предметом которой является изучение текста произведения и его критическая проверка с целью его интерпретации и последующей публикации. Текстология обобщает принципы, методику и приемы изучения текста, основываясь на сравнительном, историко-литературном, литературоведческом и книговедческом методах исследования. Критика текста как «система приемов понимания произведения» (А.А. Потебня).

Изучение текстологии в комплексе книговедческих дисциплин продиктовано необходимостью формирования литературоведческих знаний и практического профессионального мастерства будущего редактора.

Целевая установка курса заключается в том, чтобы студенты овладели навыками текстологической работы, умели самостоятельно применять рассмотренные приемы. Наряду с лекциями оптимальными формами освоения материала являются практические занятия по темам «Орфография и пунктуация», «Датировка текста», Атрибуция», «Расположение произведений» и контрольные работы.

 История и задачи текстологии

Прочтение текста, его критическое рассмотрение и исправление в древности. Формирование текстологии как научной дисциплины. Литературное наследие и вопросы эдиционной культуры. «Писатель и книга. Очерк текстологии» Б.В. Томашевского (1928 г.) – первый отечественный труд, обобщающий опыт изучения литературных памятников. Текстологическая практика и вульгарно-социологическое литературоведение 1930-1950-х годов.  Дискуссия об «упорядочении издания классиков». Работы Д.С. Лихачева, Б.Я. Бухштаба, Б.С. Мейлаха, Б.М. Эйхенбаума, С.А. Рейсера, А.Л. Гришунина, Л.К. Чуковской, В.Я. Проппа, Е.И. Прохорова.  Проблема установления текста при отсутствии авторской рукописи в фольклорных произведениях и произведениях древней литературы. «Слово о полку Игореве» и «единоцелостность» литературного памятника. История текстологии Нового Завета – рукописная традиция, возникновение искажений, реконструкция оригинала. Источники и причины искажения текста.

 Объекты текстологии. Основные понятия – автограф, копия, список, черновик, беловик, авторизованное издание, канонический текст и т.д.

Текстологические методы и приемы – атрибуция, датировка, конъектирование, комментирование и т.д. Изучение творческого наследия автора, изданий его произведений, писем и дневников, мемуаров. Анонимность текста и споры об авторстве. Множественность текстов и установление основного текста.

Влияние идей А.А. Шахматова, Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачева на развитие современной текстологии.

Главные задачи текстологии – следование творческой воле автора, установление основного текста, его организация и комментирование, подготовка к изданию.

Источники текста

Текст как «первичная данность» (М.М. Бахтин); «материальное воплощение произведения, содержащий произведение источник, общая основа» (А.Л. Гришунин).

Источники текста – исходившие от автора рукописные и печатные материалы, имеющие прямое отношение к конкретному произведению.

История текста – от чернового наброска до авторизованного издания. Исправления, вносимы в текст при переиздании. Выявление, изучение, сличение и анализ всех источников текста с целью установления канонического текста.

Косвенные материалы в текстологической работе – эпистолярные, мемуарные, дневниковые. Установление их подлинности и достоверности.

Рукописные источники текста – автограф (наброски, планы, черновик, беловик), копия, список.

Автограф – текст, автор которого тот же, что и автор записи.

Черновик – автограф, отражающий процесс создания произведения.

Беловик – автограф, фиксирующий итог работы автора над произведением на данном этапе, беловая рукопись, как правило, предназначенная для публикации.

Копия – рукопись (или иной вид текста), созданная автором или другим лицом с целью точного воспроизведения авторского текста.

Список – рукопись (или иной вид текста), целью которого не является точное воспроизведение авторского текста.

Печатные источники текста – авторизованные публикации, посмертные издания, подготовленные к печати автором.

Изучение рукописных источников текста. Знание творческой лаборатории писателя и правильное прочтение текста.

Публикация произведения – промежуточный итог работы автора над текстом. Изучение печатных источников текста. «Боковые редакции», иные редакции. Библиография текста. Факт авторизации издания и его установление.

Основной текст

Проблема выбора источника основного текста. Суть споров вокруг терминов «основной текст» и «канонический текст».

Творческая воля автора как замысел, материально воплощенный в тексте произведения. Нерушимость творческой воли автора – основной принцип текстологии. Последнее прижизненное авторизованное издание как основной текст. Ситуации, когда основным текстом считаются беловик, черновик, копия, авторизованный список.

Проблема выявления истинной последней творческой воли автора с целью установления «подлинного авторского текста». Суть понятий «авторская воля» и «основной текст» в случаях вмешательства редактора или цензора, наличия автоцензуры, издания текста в отсутствии автора, абулии, перепоручения автором издания иным лицам и т.д.

Выбор основного текста из: произведений законченных и опубликованных; произведений законченных и не опубликованных; произведений не законченных и не опубликованных.

Ошибочность механического уравнивания творческой воли автора и последнего прижизненного издания как воплощения и выражения этой воли.

Установление основного (канонического) текста

Критика теста – установление искажений в нем, нарушающих авторскую волю. Нормативность критически установленного текста.

Мотивировка внесения текстологических исправлений в основной текст. Проблема контаминации различных редакций и вариантов, «адаптации», «улучшения», «упрощения», и «исправления» текста. Смысловой анализ текста. Ошибки и опечатки «осмысленные» и обессмысливающие текст. Авторский текст и варианты его фольклорного бытования. Отступление от аутентичного авторского текста в текстах, переложенных на музыку. Особенности текстов произведений «вольной поэзии».

Случаи допустимости исправлений или дополнений по догадке – конъектур. Фактические ошибки автора, поясняемые в комментариях. Искажения текста редактором, наборщиком, корректором и способы их устранения. Анализ взаимоотношений автора и редактора в процессе работы над рукописью.

Восстановление купюр, устранение искажений, вызванных цензурными вмешательствами. Осмысленное чтение контекста (Б.В. Томашевский, С.М. Бонди).

Подлинный авторский текст в его последней редакции – основной (канонический) текст, обязательный для изданий данного произведения на современном этапе изученности источников. Составление текстологического паспорта. Принятый текст и его мотивировка.

Орфография и пунктуация

Авторский стиль. Язык героев произведений. Отступление от норм современного языка. Авторская воля в отношении текста и в отношении знаков препинания. Морфема и графема. Орфография как система воспроизведения текста. Изменение слов, понятий, синтаксических конструкций во времени и проблема их исправления. «Гротовское» правописание. Реформа 1918 года.

«Ошибка» или художественная выразительность текста. Фонетические и морфологические особенности авторского языка. Воспроизведение пунктуации и орфографии оригинала в изданиях научного типа. Принципы орфографического «режима» при современном издании произведений классики. Проблема унификации устойчивых написаний. Орфография и пунктуация в массовых изданиях.

Современные правила правописания и сохранение фонетических, морфологических и лексических черт эпохи. Написание иностранных слов. Нормы пунктуации и писательский стиль.

Другие редакции и варианты

Несовпадения в источниках текста или отдельных их частях. Хронологическая последовательность источников текста.

Проблема расслоения чернового текста. Причины разночтений. Независимые (автономные) и связанные изменения текста. Разночтения и искажение текста как результат авторской и посторонней работы над ним.

Отличие вариантов произведения от его различных редакций. Качественный и количественный характер различий. Хронологический принцип при публикации редакций. Черновая (промежуточная) редакция. Варианты редакций и варианты канонического текста.

Сличение изданий с целью выявления вариантов. Расположение вариантов в современном издании – в особом разделе, в комментариях, в качестве сносок. Подача вариантов типографскими способами.

Сводки вариантов. Проблема транскрипции. Послойное (дифференцированное) воспроизведение вариантов. Редакторские пояснения при текстах публикуемых вариантов. Система условных текстологических обозначений.

Датировка текста

Начальный, промежуточный и конечный этапы работы над произведением. Даты начала работы, завершения и первой публикации. Текстологические приемы датировки. Проблема достоверности авторской даты. Датировка и историко-стилистический анализ текста. Дата-заглавие – подлинность или литературный прием. Причины ошибочной датировки — дата копии, позднейшей автографической записи, завершения цикла произведений. Датировка и выбор источника основного текста.

Место произведения в творчестве писателя. Даты авторизованных переизданий. Прямая,  относительная, двойная и приблизительная даты. Сознательные и случайные искажения дат.

Способы установления даты – по автографу, по изданию, по эпистолярному наследию и мемуарам. Документальный, исторический, стилистический, социологический, палеографический и другие способы.   Сопоставление имеющихся данных. Установление приблизительной даты по содержанию, почерку, местоположению рукописи в архиве писателя и т.д.

Условные текстологические обозначения при публикации дат – угловые скобки, вопросительный знак, тире, запятая и т.д.

Атрибуция

Проблема авторства. Псевдонимы и приписываемые произведения. Анонимные произведения. Литературные мистификации.

Атрибуция (эвристика) и аттетеза. Методы атрибуции – документальный, идейно-аналитический, социологический, лингво-стилистический. Сочетание этих методов, биографических фактов и историко-литературных приемов. Привлечение косвенных данных при решении проблемы авторства.

Роль документа в атрибуционной методике. Критическое отношение к документу. Исторический и филологический анализ документа. Другие методы доказательства авторской принадлежности.

Дефекты идейно-аналитической атрибуции. Стилистическая мимикрия, подражательство. Атрибуция переводных текстов. Субъективно-конъюнктурный принцип атрибуции.

Письма, дневники, мемуары и атрибуция. Интерпретация свидетельств современников. Копии, списки и атрибуционные ошибки.

Раздел Dubia (сомнительное авторство). «Дубиальность» по тексту и по авторству. Степень вероятности авторства. Расположение отдела «Dubia» в издании.

Подделка как сознательный акт. Цель создания подделки и анализ ее как историко-литературного факта. Поэма «Светочи». Ф.Е. Корш и «Русалка» А.С. Пушкина. «Дневник» А.А. Вырубовой, «Письма и записки Омер де Гелль». Литературные мистификации. Оссиан, «Краледворская рукопись», «Песни западных славян», главы второй части «Мертвых душ», Черубина де Габриак. Проспер Мериме как автор литературных мистификаций. Способы «доказательства» аутентичности литературного памятника.

Методы определения подделки – графологическая экспертиза, химический анализ, рентгеноскопия и  др. Литературоведческая экспертиза.

Типы и виды изданий

Типы изданий и читательское освоение текста. Текстологическое определение типов изданий в зависимости от характера работы над текстом. Документальные издания (факсимильное, фоторепродукционное, дипломатическое).

Критические издания. Особенности подготовки текста. Академическое издание и его взаимосвязь с традицией издания произведений данного автора. Степень полноты текстов. Научно-справочный аппарат.

Научное издание. Научно-массовое издание. Массовое издание. Смешенные типы изданий, их вариативность. Серия «Литературные памятники». Серия «Библиотека поэта».

Суть основных критериев – предмета издания, функционального (целевого) назначения, читательского адреса.

Взаимосвязь типа издания и научно-справочного аппарата. Вступительная статья, варианты и другие редакции, историко-литературные, реальные, лингвистические комментарии, указатели.

Степень полноты текстов и вид издания. Полное собрание сочинений, собрание сочинений, избранные сочинения, сборники, моноиздания. Взаимосвязь типа и вида издания.

Расположение произведений

Эволюция творчества писателя и расположение произведений в издании. Взаимосвязь композиции, типа и вида издания. Расположение произведений и творческая воля автора. Особенности расположения произведений в поэтических сборниках. «Книга стихов» и составительский сборник. Завершенные и незавершенные произведения. Особенности творчества автора и принципы размещения произведений в издании. Основные критерии – жанр, хронология, тематика. Отличие издательского понятия «жанр» от литературоведческого.

Алфавитный принцип. Жанрово-хронологический принцип. Хронологическое расположение внутри жанровой группы.  Опубликованные и неопубликованные при жизни автора произведения. Раздел «Неопубликованное». Особенность расположения циклов произведений.

Хронологический принцип. Теория «единой хронологии». Издание сочинений под редакцией М.К. Лемке. Объединение произведений разных жанров. Расположение произведений с приблизительными датами. «Произведения неизвестных лет».

Антологический принцип расположения в сборниках произведений разных авторов.

Особые разделы в издании, их назначение, оправданность, место расположения.

Научно-справочный аппарат издания

История создания аппарата комментариев и указателей. Назначение научно-справочного аппарата. Сопроводительные статьи, комментарии, указатели.

Объем, специфика и построение научно-справочного аппарата. Система комментирования текста. Подчиненность комментария тексту произведения. Пересечение функций разделов научно-справочного аппарата.

Статьи, характеризующие издание. Историко-литературно-биографический очерк. «От редакции» («От издательства»). Взаимосвязь типа издания и вступительной статьи. Место расположения статейных материалов.

Виды комментариев как системы дополнений к тексту. Виды примечаний как отдельных справок. Преамбула к комментариям. Текстологический комментарий как совокупность сведений о состоянии литературного наследия писателя. Историко-литературный комментарий. Реальный комментарий. Словарный (лингвистический) комментарий.

Указатель произведений. «Содержание». Сводный указатель. Именной указатель. Указатель литературных героев. Хронологический указатель. Указатель географических названий. Указатель иллюстраций. Указатель мест хранения автографов. Список условных сокращений.

Зависимость вспомогательного аппарата от читательского адреса и функционального назначения издания. Место расположения комментариев, примечаний и указателей в издании. Полиграфические и эстетические требования к оформлению вспомогательного аппарата.

Основная литература

Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Лихачёв Д. С. Текстология. М., 2006.

Лихачёв Д.С. Текстология (на материале русской литературы XXVII вв.) . М., 2001.

Основы текстологии. М., 1962.

Панкеев И.А. Составительство: редакторский аспект http://www.bookchamber.ru/projects/knigochey/kngch_sm.html#2

Прохоров Е.И. Текстология. М., 1966.

Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.

Рейсер С.А. Основы текстологии. Л., 1978.

Современная текстология: Теория и практика. М., 1997.

Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М., 1959.

Дополнительная литература

Алехина Е.М., Западов А.В. Аппарат книги. М., 1957.

Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М., 1965.

Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

Вопросы текстологии. Вып. 1. М., 1957.

Вопросы текстологии. Вып. 2. М., 1960.

Вопросы текстологии. Вып. 3. Принципы издания эпистолярных текстов. М., 1964.

Мецгер Брюс М. Текстология Нового Завета. М., 1996.

Текстология и генетическая критика. Общие проблемы, теоретические перспективы. Антология. М., 2008.

Чудакова М. О. Рукопись и книга. М., 1986.

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Текстология как научная дисциплина: предмет и основные задачи.

  2. Текстологические методы и приёмы.

  3. Влияние идей А.А. Шахматова, Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачёва на развитие современной текстологии.

  4. Место текстологии в комплексе книговедческих дисциплин.

  5. Причины искажения текста.

  6. Печатные и рукописные источники текста.

  7. Сличение и анализ источников текста.

  8. Вспомогательные источники текста.

  9. Автограф, черновик, беловик.

  10. Проблема выбора источника основного текста.

  11. Соблюдение творческой воли автора как основной принцип.

  12. Установление подлинного авторского текста.

  13. Вмешательство редактора или цензора в текст.

  14. Абулия.

  15. Понятия «авторская воля» и «основной текст».

  16. Нормативность критически установленного текста.

  17. Проблема адаптации текста.

  18. Особенности текстов произведений «вольной поэзии».

  19. Осмысленный контекст, восстановление купюр.

  20. «Пунктуационная воля» автора.

  21. Орфография и пунктуация в изданиях документального типа.

  22. Унификация устойчивых написаний.

  23. Орфография и пунктуация в массовых изданиях.

  24. Нормы пунктуации и писательский стиль.

  25. Другие редакции и варианты.

  26. Система условных текстологических обозначений.

  27. Датировка текста.

  28. Текстологические приемы датировки текста.

  29. Проблема достоверности авторской даты.

  30. Датировка и историко-стилистический анализ текста.

  31. Причины ошибочной датировки.

  32. Текстологические обозначения при публикации дат.

  33. Атрибуция. Проблема авторства.

  34. Методы атрибуции.

  35. Роль документа в атрибуционной методике.

  36. Письма, дневники, мемуары и атрибуция.

  37. Подделка как сознательный писательский (издательский) акт.

  38. Мистификации и подделки. Принципиальное отличие. Издания произведений Оссиана, А. Вырубовой, Черубины де Габриак.

  39. Методы определения подделки.

  40. Виды и типы изданий.

  41. Типы изданий и читательское назначение.

  42. Факсимильные и дипломатические издания.

  43. Степень полноты текстов в изданиях разных видов.

  44. Особенности подготовки научно-массового издания.

  45. Предмет издания, его функциональное назначение и читательский адрес как основные критерии типа издания.

  46. Тип издания и научно-справочный аппарат.

  47. Виды научно-справочного аппарата.

  48. Вступительная статья. Виды, зависимость от типа издания.

  49. Введение, предисловие. Их отличие от вступительной статьи.

  50. Историко-литературный и реальный комментарии.

  51. Виды указателей.

  52. Виды изданий.

  53. Избранное как вид издания.

  54. Полное собрание сочинений как вид изданий. Принципы подготовки.

  55. Принципы расположения произведений в издании.

  56. Расположение произведений и творческая воля автора.

  57. Особенности расположения произведений в поэтических сборниках.

  58. «Книга стихов» и составительский сборник.

  59. Жанрово-хронологический принцип.

  60. Хронологический принцип и теория Лемке (единая хронология). Первое ПСС А.И. Герцена.

  61. Расположение незавершенных произведений в издании.

  62. Расположение неопубликованных при жизни автора произведений.

  63. Объединение произведений разных жанров в издании.

  64. Объём, специфика и построение научно-справочного аппарата.

  65. Историко-литературно-биографический очерк как вид вступительной статьи.

  66. Преамбула, её назначение и виды.

  67. Сводный указатель в издании.

  68. Особенности составления именного указателя.

  69. Предметный указатель и тип издания.

  70. Расположение указателей и комментариев в издании.

  71. Аннотация. Её цель, объём, стиль, расположение.

  72. Особенности фольклористической текстологии.

  73. Б. Мецгер. Текстология Нового Завета.

  74. Критическая проверка и исправление текста.

  75. Транскрипция текста как эдиционно-текстологическая деятельность.

  76. Моноиздание как вид издания. Типы моноизданий.

  77. Серия «Литературные памятники» как тип издания.

  78. Хронологические пределы «terminusante» и «terminuspost».

  79. Точная, широкая, двойная даты. «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, «Баллада» Б. Пастернака.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама
 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s