RSS

Правовое и этическое регулирование медиа

В Российской Федерации законодательно регулируется работа не только журналистов, но также многих иных участников информационного процесса, которые связаны с созданием и распространением контента. Это блогеры, копирайтеры, специалисты по визуальной коммуникации, редакторы сайтов, сотрудники рекламных и PR-агентств и др. Знание правовых норм (закона о СМИ, IV части Гражданского кодекса РФ, УК РФ и КоАП РФ, Закона о рекламе и пр.) и их соблюдение в повседневной деятельности являются важной составляющей профессионализма. Равным образом это касается и соблюдения этических стандартов.

Цели дисциплины заключаются в необходимости дать специалистам в сфере медиакоммуникаций понимание правовых и этических  основ их работы; сути законодательства об интеллектуальной собственности и информационного права, а также об этических принципах работы  с контентом; ознакомить с правами и обязанностями коммуникатора и коммуниканта; рассказать о регулировании отношений между правообладателями и правопользователями при использовании контента в медиасреде. 

Задачи дисциплины заключаются в освоении студентами правовых и этических норм, которые направлены на регулирование отношений в сфере медиа; выработке навыков работы с нормативными актами в области создания и распространения контента; выработке навыков недопущения конфликтов (как правового, так и этического характера) при работе с информацией либо способности успешно их разрешать (защита своих прав, поведение в конфликтных ситуациях и т.д.).

Основными объектами изучения являются закон РФ «О средствах массовой информации», федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О рекламе», положения УК РФ и КоАП; главы 69-71 IV части ГК РФ; этические стандарты в сфере медиа; редакционные стандарты крупнейших СМИ; пользовательские соглашения основных социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Instagram и пр.)

В результате обучения должны быть сформулированы следующие компетенции по ОС МГУ:

Способность использовать знания в области правового регулирования отечественной медиакоммуникационной системы при осуществлении профессиональной деятельности (ОПК-6.Б) и учитывать профессиональные этические нормы при осуществлении своей деятельности (ОПК-7.Б).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: законодательство в сфере массовой информации; права и обязанности работников сферы медиакоммуникаций; государственную политику в сфере массовых коммуникаций; основы международного и национального законодательства о свободе слова; этические нормы, регулирующие отношения в сфере медиа.

Уметь (владеть):

  • использовать знания в области правового регулирования отечественной медиакоммуникационной системы при осуществлении профессиональной деятельности
  • учитывать профессиональные этические нормы при осуществлении своей деятельности

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Отчетность: третий семестр – зачёт; четвёртый семестр — экзамен.

Темы лекций

Семестр 3

Введение: цели и содержание курса, терминология и обзор литературы.

Законодательство о массовой информации, редакционные стандарты и этические медиакодексы: история, развитие, современность.

Журналист как один из субъектов медиакоммуникаций

Государственная политика в области медиа, саморегулирование и сорегулирование.

Медиа, власть и гражданское общество — этические аспекты

Право на информацию, методы ее получения и ограничения в доступе к ней. Взаимоотношения с источником информации: этический аспект

Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.

Границы свободы при создании и распространения медиаконтента: ценностные ориентиры.

Журналист/медиакоммуникатор и аудитория — этический аспект

Диффамация, клевета, оскорбления и фейки.

Охрана частной жизни гражданина, его изображения и персональных данных.

Законодательство о рекламе. Этические кодексы в сфере рекламы и PR.

Семестр 4

Авторское право: история, законодательство, источники и основные понятия.

Этические кодексы — о праве автора на контент.

Объекты и субъекты авторских прав.

Содержание интеллектуальных прав. Срок действия исключительного права.

Права, смежные с авторскими.

Договоры в авторском праве. Коллективное управление авторскими правами.

Свободное использование произведений в медиа.

Практика использования контента в медиа.

Ответственность за нарушение законодательства о массовой информации и интеллектуальной собственности. Защита авторских прав. Освобождение от ответственности.

Методические указания по изучению курса

Изучение дисциплины базируется на общих правовых знаниях, полученных студентами при освоении дисциплин «Основы медиакоммуникаций» и «Правоведение». При изучении дисциплины рекомендовано проводить анализ проблемных ситуаций в информационной  сфере, исследовать судебные решения. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования. По окончания третьего семестра проводится зачёт, по окончании четвёртого семестра – экзамен.  Аттестация проводится в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам третьего семестра.

Контрольные работы

4 теста

В соответствии с балльно-рейтинговой системой зачет принимается по схеме:

100 баллов распределяются таким образом:

0 – 20 баллов – ответ на зачете

0 – 80 баллов студент может заработать в ходе работы на лекциях, из них:

Тесты. Всего 4 теста, максимум по 10 баллов за 1 тест = 40

Посещаемость лекций: по 2,5 балла за лекцию = 40

Оценки на зачете:

0 – 49 /незачет/

50 – 100 /зачет/

Требования к сдаче зачета (экзамена) в письменном формате:

Отсутствие неправомерных заимствований.

Цитирование учебной, научной литературы, текстов произведений; правильно оформленные цитаты с указанием источников.  

Знание учебной литературы.

Демонстрация понимания вопроса и изложение собственных мыслей в заданной теме.

Письменный ответ студента проверяется на ресурсах по проверке неправомерных заимствований («Антиплагиат» и др.)

Временные рамки на промежуточную аттестацию в  письменном виде:

Зачёт – 20 минут,

Экзамен – 30 минут.

(Плюс технические 10 минут — для отправки ответа преподавателю).

Ответ, присланный не вовремя, считается неявкой.

Тестовые вопросы (приблизительный комплект):

Требуемые по запросу гражданина сведения должны быть предоставлены в срок:

А. 30 дней.

Б. Немедленно.

В. 7 дней.

В какой статье Конституции РФ закреплено право граждан на свободу мысли и слова; право свободно собирать и распространять информацию?

А. 17

Б. 29

В. 55

Впервые в оборот понятие «деонтология» ввёл

А. Гиппократ

Б. Бентам

В. Ломоносов

Под средством массовой информации понимается:

А. Сборник «Воспоминания о факультете журналистики».

Б. Предвыборный плакат.

В. Зарегистрированный сайт.

Автором «Размышлений об обязанностях журналиста…» является

А. Ломоносов

Б. Бентам

В. Гиппократ

Под журналистом понимается:

А. Верстальщик.

Б. Фотокорреспондент.

В. Корректор.

Под цензурой понимается требование согласовывать сообщения:

А. Со стороны государственных органов.

Б. Со стороны главного редактора.

В. Со стороны автора произведения.

Учредителем СМИ не может быть:

А. Государственный орган.

Б. Пенсионер.

В. Гражданин, не достигший 18-летнего возраста.

В законодательство РФ о СМИ входит:

А. Закон РФ «О средствах массовой информации».

Б. Закон «Об альтернативной гражданской службе».

В. Закон «О защите прав потребителей».

Тематика эссе или курсовых работ:

  1. Средства массовой информации: основные понятия
  2. Причины появления кодексов профессиональной этики
  3. Законодательство о СМИ
  4. Профессиональные этические нормы при общении с информатором
  5. Законодательные нормы о свободе слова и информации
  6. Права журналиста
  7. Основные механизмы саморегулирования
  8. Обязанности журналиста
  9. Правовое регулирование массовой информации в интернете
  10. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
  11. Запрос на получение информации
  12. Ограничения при  предоставлении информации: виды тайн
  13. Ответственность за непредоставление информации
  14. Особенности правового регулирования рекламы
  15. Правовое регулирование интернета
  16. Защита чести, достоинства и деловой репутации
  17. Право физического лица на его изображение
  18. Неприкосновенность частной жизни
  19. Российские и зарубежные журналистские этические кодексы: сравнительный анализ
  20. Защита общественных интересов и неприкосновенность частной жизни
  21. Роль профессиональных кодексов в формировании профессионального долга и ответственности журналиста
  22. Этические ограничения при использовании методов «смена профессии», «скрытое наблюдение».

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам четвёртого семестра.

Контрольные работы

4 теста

В соответствии с балльно-рейтинговой системой экзамен принимается по схеме:

100 баллов распределяются таким образом:

0 – 20 баллов – ответ на экзамене

0 – 80 баллов студент может заработать в ходе работы на лекциях, из них:

Тесты на лекции: всего 4 теста, максимум по 10 баллов за  1 тест = 40

Посещаемость лекций: 2,5 балла за лекцию = 40

Оценки на экзамене:

  0 – 49 /неудовлетворительно/

50 – 69 /удовлетворительно/

70 – 89 /хорошо/

90 – 100 /отлично/

Тестовые вопросы (приблизительный комплект):

Не являются объектами авторского права:

А. Роман.

Б. Фотография.

В. Очерк.

Г. Идея.

Компенсация за нарушение исключительных авторских прав составляет:

А. От 10 000 руб. до 5 000 000 руб.

Б. 5 000 руб.

В. 10 000 000 руб.

Г. Отсутствует.

Право автора на имя охраняется:

А. В течение его жизни.

Б. Бессрочно.

В. 100 лет после смерти.

Г. Не охраняется никогда.

К производным произведения относятся:

А. Переведенные с других языков.

Б. Фольклорные.

В. Программа телепередач.

Г. Цитаты.

Правам на результаты интеллектуальной деятельности посвящена:

А. 1-я часть ГК РФ.

Б. 2-я часть ГК РФ.

В. 3-я часть ГК РФ.

Г. 4-я часть ГК РФ.

К личным неимущественным правам относятся:

А. Право на перевод.

Б. Право на импорт.

В. Право на распространение.

Г. Право на имя.

Срок действия исключительного права (по общему правилу):

А. Пожизненно и 70 лет после смерти автора.

Б. 25 лет после создания произведения.

В. Только пожизненно.

Г. 15 лет после обнародования произведения.

Для возникновения авторского права требуется:

А. Знак охраны (копирайт).

Б. Факт создания произведения.

В. Регистрация произведения в РАО.

Г. Публикация произведения.

Закон охраняет:

А. Содержание произведения.

Б. Форму произведения.

В. Идею произведения.

Г. Стиль и язык произведения.

Не являются объектами авторского права;

А. Государственные символы и знаки (флаг, герб, ордена).

Б. Программы для ЭВМ.

В. Произведения скульптуры.

Г. Аудиовизуальные произведения.

К неимущественным правам относятся:

А. Право на перевод.

Б. Право на импорт.

В. Право авторства.

Г. Право на распространение.

Переводчик является автором:

А. Производного произведения.

Б. Оригинального произведения.

В. Идеи.

Г. Концепции.

Свободное использование музыкального произведения допускается:

А. На дискотеке.

Б. В ресторане.

В. Во время религиозной церемонии.

Г. На теплоходе.

В возмездном лицензионном договоре обязательно указывается:

А. Территория.

Б. Срок передачи прав.

В. Размер вознаграждения или порядок его определения.

Г. Условия об отчетности лицензиата.

Коллаж, созданный журналистом из фотографий других авторов, можно публиковать:

А. Без согласования с авторами этих фотографий.

Б. Только с их разрешения.

В. Без разрешения, но с указанием фамилии.

Г. Без разрешения, но с выплатой вознаграждения.

Переводить произведение в личных целях с другого языка можно:

А. С разрешения автора.

Б. Без разрешения.

В. С разрешения иностранного издателя.

Г. С разрешения распространителя.

Тематика эссе и курсовых работ:

  1. Исключительное право автора и его защита.
  2. Интеллектуальные права в условиях конвергентной журналистики.
  3. Авторские права в интернете.
  4. Интеллектуальная собственность на радио и телевидении.
  5. Анализ нарушений авторского права в сфере периодической печати.
  6. Объекты авторских прав в журналистике.
  7. Неимущественные права автора.
  8. Право на производные произведения.
  9. Свободное использование произведений в медиа.
  10. Ответственность за нарушение исключительного права автора.
  11. Служебные произведения в журналистике: особенности использования.
  12. Лицензионные договоры и их виды.
  13. Исключительное право на исполнение произведения.
  14. Исключительное право на фонограмму.
  15. Право организаций эфирного и кабельного вещания.
  16. Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор: сравнительный анализ
  17. Нарушения в сфере авторского права и смежных прав: судебная практика.
  18. Публикатор и его право на обнародованное произведение.
  19. Новое в авторском праве (анализ гл. 70 части IV Гражданского кодекса Российской Федерации).
  20. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.
  21. Авторское право фотожурналиста.
  22. Права авторов аудиовизуального произведения.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Правовое и этическое регулирование медиа»

1.Источники авторского права.

2. Интеллектуальные права и вещные права.

3.Принципы авторского права.

4.Соавторство: правовой и этический аспекты.

5.Распоряжение исключительным правом.

6.Объекты авторских прав.

7.Производные произведения: правовой и этический аспекты.

8.Автор произведения.

9.Что не является объектами авторских прав?

10.Аудиовизуальное произведение, его авторы.

11.Права изготовителя аудиовизуального произведения.

12.Обнародование произведения: правовой и этический аспекты.

13.Личные неимущественные права автора.

14.Свободное использование произведения: правовой и этический аспекты.

15.Составные произведения.

16.Право на неприкосновенность произведения.

17.Исключительное право на произведение.

18.Знак охраны авторского права.

19.Свободное воспроизведение произведения в личных целях.

20.Права публикатора.

21.Объекты смежных прав.

22.Свободное использование произведений путём репродуцирования.

23.Срок действия исключительного права на произведение.

24.Знак правовой охраны смежных прав.

25.Переход произведения в общественное достояние.

26.Исключительное право на фонограмму.

27.Переход исключительного права на произведение по наследству.

28.Исключительное право изготовителя базы данных.

29.Договор об отчуждении исключительного права на произведение.

30.Исключительное право на исполнение.

31.Срок действия исключительного права на исполнение.

32.Открытая лицензия на использование произведения.

33.Договор авторского заказа.

34.Способы использования произведения.

35.Право организаций эфирного и кабельного вещания.

36.Виды лицензионных договоров.

37.Служебное произведение: правовой и этический аспекты.

38.Срок действия исключительного права изготовителя базы данных.

39.Лицензионный договор.

40.Ответственность за нарушение исключительного права на произведение.

41.Сублицензионный договор.

42.Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

43.Защита исключительных прав.

44.Срок исполнения договора авторского заказа.

45.Защита личных неимущественных прав.

46.Права переводчика.

47.Право на неприкосновенность произведения.

48.Субъекты авторских правоотношений.

49.Содержание интеллектуальных прав.

50.Элементы договора в авторском праве.

51.Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав.

52.Право авторства и право автора на имя.

53.Обязательные условия в лицензионном договоре.

54.Исключительное право публикатора на произведение.

55.Возобновление действия исключительного права.

56.Распоряжение исключительным правом.

57.Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

58.Автор произведения.

59.Охрана личных неимущественных прав после смерти автора.

60.Переход произведения в общественное достояние.

61.Переход исключительного права на произведение по наследству.

62.Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение.

63.Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав.

64.Право на отзыв.

65.Права исполнителя.

66.Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения.

67.Правила цитирования произведения: правовой и этический аспекты.

68.Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания.

69.Права изготовителя фонограммы.

70.Права автора производного произведения.

71. М.В. Ломоносов об этических аспектах при  использовании произведений других авторов.

72. Границы свободы при создании медиаконтента: ценностные ориентиры.

73. Вопросы авторского права в этических кодексах.

74. Плагиат в журналистике: правовой и этический аспекты.

Список литературы (основной и дополнительной)

а) основная литература

Конституция РФ

Закон РФ «О средствах массовой информации»

ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Гражданский кодекс РФ, часть четвертая

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2017.

Медиасистема России. – М., 2021.

Медиаэтический стандарт (Нормативно-ценностные ориентиры Общественной коллегии по жалобам на прессу).
https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/4756-mediaeticheskij-standart-2015

Панкеев И.А. Правовое регулирование СМИ. – М., 2019.

б) дополнительная литература

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень – 2005. https://www.tyuiu.ru/media/files/2011/02_28/monografija-etika-professii.pdf

Засурский Я.Н. Искушение свободой. – М., 2004.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) к части четвертой /под ред. С.А. Степанова. М., 2016.

Комментарий к Закону РФ о СМИ

Корконосенко С.Г. Правовая и этическая культура журналиста // Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2000. — (Глава 6).- С. 168-219.

Лопатин В. Н. Интеллектуальная собственность : словарь терминов и определений. – М., 2012.

Панкеев И. А., Тимофеев А.А. Правовые основы фотожурналистики. — 2019. https://ridero.ru/books/pravovye_osnovy_fotozhurnalistiki/

Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Свободное использование произведений в СМИ. 2019. https://ridero.ru/books/svobodnoe_ispolzovanie_proizvedenii_v_smi/

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»».  https://rg.ru/2010/06/18/smi-vs-dok.html

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (пп. 80 — 110) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/

Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы: монография / под общ. ред. Е. А. Моргуновой. М., 2017.

Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М., 2002.

Шайхитдинова С.К. Медиа-этика. – Казань, 2007.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Справочная правовая система «КонсультантПлюс»  URL: http://www.consultant.ru/

Информационно-правовой портал «Гарант. РУ»  URL: http://www.garant.ru/

Общественная коллегия по жалобам на прессу
http://www.presscouncil.ru/

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации URL: http://minsvyaz.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) URL: https://rkn.gov.ru/

Федеральная антимонопольная служба URL: https://fas.gov.ru/

Учебный сайт И.А. Панкеева URL: https://pankeev.wordpress.com/lectures/

Учебный сайт А.А. Тимофеева URL: http://timofeev.pro/journ  

Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам URL: http://rusexpert.ru/lc

 

Обсуждение закрыто.