RSS

Индустрия книгоиздания

1. Цели освоения учебной дисциплины

Целью курса «Индустрия книгоиздания» является формирование у студентов представлений о книге как об одном из важнейших каналов медиакоммуникаций и понимания, на каких базовых принципах строится и как функционирует издательское дело. В рамках курса рассматривается отрасль в целом, представлены основные характеристики каждого этапа создания книги – от идеи до продвижения. Особое внимание уделено тенденциям развития книгоиздания на современном этапе.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП.

Дисциплина «Индустрия книгоиздания» базируется на комплексе разносторонних знаний о функционировании современных медиа, полученных бакалаврами в процессе изучения предшествующих дисциплин базовой части ОПОП — «Российские и зарубежные цифровые медиа», «История цифровых технологий», «Медиаэкономика», «Медиаменеджмент» и «Медиамаркетинг». Эффективное изучение дисциплины «Индустрия книгоиздания» также требует общеэкономической подготовки, полученной студентами в рамках дисциплины «Экономика».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины «Индустрия книгоиздания» направлен на формирование следующих компетенций по ОС МГУ:

— способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-11);

— способность использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов (ОПК-3);     

— способность распространять общечеловеческие ценности с помощью мультимедийного контента (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

— роль книги в системе медиакоммуникаций, специфику ее участия в формировании общественного, группового и личного сознания;

— общие принципы, этические и правовые аспекты реализации издательской деятельности;

— структуру современного книгоиздания, основных фигурантов и участников редакционно-издательского процесса;

— маркетинговые ориентиры и позиции индустрии книгоиздания, в том числе подходы к сегментированию аудитории и позиционированию книжной продукции

Уметь:

–  ориентироваться в отечественной системе книгоиздания,

– оценивать жизнеспособность книжных проектов для различных целевых аудиторий,

– организовывать интерактивное общение со своей аудиторией, используя различные медийные средства и новейшие технологии.

Владеть:

техниками устной и письменной коммуникации,

– общими навыками маркетинговой коммуникации,

– основами редакторского анализа и оценки книжного продукта.

4. Структура и содержание  курса «Индустрия книгоиздания»

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Из них: 36 часов – аудиторная нагрузка, 36 часов – самостоятельная работа студентов. Отчетность: экзамен.

5. Темы лекций:

Введение в дисциплину. Основные понятия. Источники и литература. Книга и чтение в информационном обществе.

Индустрия книгоиздания современной России.

Законодательная база и регулирование деятельности издательства.

Книгоиздание. Термины и определения основных понятий.

Структура издательства. Основные этапы издательского процесса.

Работа над книжным проектом. Редакционный этап.

Производственный этап.

Этап продвижения книги.

Система книгораспространения.

Мировая книжная индустрия в новых реалиях.

6. Рекомендуемые образовательные технологии

Рекомендованы самостоятельное изучение нормативной базы, этических стандартов, сетевых ресурсов (по списку). Один из применяемых приемов – дискуссия, основанная на обсуждении новейшей практики. Содержательное наполнение некоторых тем условно зависит от сложившейся на данный момент ситуации в индустрии книгоиздания.Также проводится анализ проблемных ситуаций в этой сфере, исследуются варианты их решения. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования. По окончании курса проводится экзамен.

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Аттестация (экзамен)

Экзамен  принимается в соответствии с балльно-рейтинговой системой, критериями которой являются посещаемость лекций, результаты контрольных работ, дополнительных заданий (по усмотрению преподавателя) и устный ответ.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой экзамен принимается по схеме:

100 баллов распределяются следующим образом:

0 – 20 баллов – ответ на экзамене

0 – 80 баллов студент может заработать в ходе работы на лекциях, из них:

Тесты на лекции: всего 4 теста, максимум по 10 баллов за  1 тест = 40

Посещаемость лекций: 2,5 балла за лекцию = 40

Оценки на экзамене:

  0 – 49 /неудовлетворительно/

50 – 69 /удовлетворительно/

70 – 89 /хорошо/

90 – 100 /отлично/

8. Требования к сдаче экзамена в письменном формате:

Отсутствие неправомерных заимствований.

Цитирование учебной, научной литературы, текстов произведений; правильно оформленные цитаты с указанием источников.

Знание учебной литературы.

Демонстрация понимания вопроса и изложение собственных мыслей в заданной теме.

Письменный ответ студента проверяется на ресурсах по проверке неправомерных заимствований («Антиплагиат» и др.)

9. Комплект тестовых вопросов  (примеры):

I. Какое из определений понятия «книга» зафиксировано в нормативном документе (государственном стандарте):

  • Книга — путешествие во времени.
  • Печатное издание объемом более 48 страниц.
  • Средство хранения и передачи социальной информации.
  • Один из видов печатной продукции.

II. Как расшифровывается аббревиатура СИБИД:

  • Современный информационно-библиографический документооборот.
  • Стандарты по информации, библиотечному и издательскому делу.
  • Система библиотек и депозитариев.
  • Сохранность и безопасность инструментария делопроизводства.

III. Международный стандартный номер книги (ISBN) используется:

  • Для украшения книги.
  • Для расположения книги на полке.
  • Для связи с автором и редактором

IV. Количество знаков в авторском листе:

  • 30 000
  • 2 000
  • 12 000
  • 40 000

10. Примерные вопросы (экзамен):

  1. Стандарты по информации, библиографии, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).
  1. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».
  2. Книга как социальный феномен, товар и средство массовой коммуникации.
  3. Понятие «свобода массовой информации» в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
  4. Издательская система России в XXI веке.
  5. Современный книжный рынок России, формы книгораспространения.
  6. Виды лицензионных договоров.
  7. Российская книжная палата: история, функции.
  8. Организация деятельности издательства.
  9. Состав и структура ISBN.
  10. Информационное обеспечение книжного рынка.
  11. Объекты и субъекты авторского права.

11. Тематика рефератов или курсовых работ:

  1. Государственное регулирование и саморегулирование издательской деятельности.
  2. Этапы работы над книжным проектом.
  3. Этические установки взаимодействия редактора с автором.
  4. Дуализм книги. Книга как товар.
  5. Демократизация издательской деятельности в России.
  6. Государственная поддержка книгоиздания в России.
  7. Проблемы и перспективы издательского дела.
  8. Российский рынок учебной литературы в XXI веке.
  9. Отечественные книготорговые сети.
  10. Нормативно-правовая база как регулятор деятельности индустрии книгоиздания.
  11. Международные книжные выставки и ярмарки. Их цели и задачи.
  12. Структура книжного дела в России.
  13. Журнал «Книжная индустрия»: структурно-тематический анализ.
  14. Типы и виды книжных изданий.
  15. Российские профессиональные издания о книжном бизнесе.

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Акопов А.И. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. – Воронеж, 2004.

История книги. – М., 2001.

Жарков В.М., Кузнецов Б.А.,Чистова И.М. Экономика и организация издательского дела. – М., 2002.

Медиасистема России. – М., 2021.

Накорякова К. М. Литературное редактирование. – М., 2015.

Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. – М., 2013.

Редакторская подготовка изданий. – М., 2004.

Энциклопедия книжного дела. – М., 2004.

Эриашвили Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг. – М., 2013.

б) дополнительная литература:

Есенькин Б., Майсурадзе Ю. Книжный рынок России: 1990-2000 годы. Динамика, экономика, организация – М., 2001.

Ильницкий А.М. Книгоиздание современной России. М. – 2002.    https://amicable.ru/publish/broshure/   

Книжная индустрия. Журнал.   https://www.bookind.ru/     

Книжный рынок 2020 в России, Европе и мире // Индустрия печати.    https://printindustry.ru/knizhnyj-rynok-2020-v-rossii-evrope-i-mire/  

Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой   доклад. М., 2021. https://bookunion.ru/upload/files/conferense-2021-knijnui-runok.pdf

Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. – М., 2001.

Форсайт П. Маркетинг в книгоиздании. — М., 2008.

Харитонов В. Книжный рынок 2021: итоги и тенденции. https://gorky.media/context/knizhnyj-rynok-2021-itogi-i-tendentsii/

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации https://digital.gov.ru/ru/

Ассоциация книгоиздателей России. http://aski.ru/ru/analytics/

 

Обсуждение закрыто.